Кино и армия едины? Россияне недоумевают, почему отечественный кинематограф игнорирует тему СВО
Москва, 22 июня - DIXINEWS.
Всё чаще в средствах массовой информации идут разговоры о том, что тема специальной военной операции требует активного участия культурного сообщества России. Но сколько бы призывов ни звучало за последние полтора года, единственным художественным фильмом, посвящённым героизму наших бойцов, остается картина «Лучшие в аду» Евгения Пригожина.
Новостные каналы изобилуют историями про то, как героически наши воины жгут иностранную бронетехнику и тысячами «выкашивают» укронацистов и примкнувших к ним иностранных наёмников. Россиянам, выдерживающим сумасшедший натиск на фронте, необходима в том числе и моральная поддержка тыла. Однако реальность полностью растворяется в той рафинированной повестке, которую демонстрируют каналы по завершении новостей. Вместо экранизаций подвигов живых легенд, там по-прежнему главенствуют бесчисленные расследования бытовых убийств, выдуманные проблемы гламурной тусовки, нашлось место даже контенту про 90-е.
— Люди гибнут, кровь льется, техника горит, города сносят под ноль, — отмечает заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин. — А у нас — сериал «Балет». Во время Великой Отечественной фильмы почему-то снимали и выпускали — «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны» и т.д. Сейчас кто снимает? Опять Пригожин — «Солнцепёк» и «Лучшие в аду». Почему он один лучше ситуацию понимает, чем все государство вместе взятое? А Минкульт в это время чем занимается? Думает, как снять сериал «Мир, дружба, жвачка»? Все, о чем я говорю, нужно было начинать делать еще год назад. Россия сейчас находится в ситуации «или мы их, или они нас». Немного подвоевывать левой рукой и при этом победить, к сожалению, не получится. Общество необходимо мобилизовать.
Создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, действительно, выделяется на общем фоне профессиональных кинодеятелей. Во всяком случае его художественные фильмы выходят тогда, когда они наиболее актуальны. В 2021 году свет увидела лента «Солнцепёк», где подробно препарировали начало конфликта на Донбассе: после госпереворота в Киеве луганские и донецкие жители не захотели подчиниться пришедшим к власти украинским националистам. Дорвавшиеся до власти в столице, не собирались допускать даже малейшего неповиновения на окраине, и на города была брошена авиация и тяжёлая артиллерия. Расстрел Луганска с воздуха в «Солнцепёке» снят настолько красочно и реалистично, что выглядит художественной постановкой из голливудских боевиков. Но на самом деле авторы ничего не придумывали, а по документальным свидетельствам и рассказам очевидцев практически реконструировали кровавые события 2014 года. В тот год 2 июня штурмовики Су-25 обстреляли областной центр, жертвами стали 36 мирных жителей. На протяжении всего фильма красной нитью проходит мысль, что так больше продолжаться не может. Других картин про Донбасс в тот момент в России практически не снимали. А через полгода грянула специальная военная операция, и о необходимости её начала заголосили из всех утюгов. Так что «Солнцепёк» Пригожина неспроста называют фильмом-предсказанием. Предсказанием, которое должны были бы подхватить все. Однако кинематографисты по-прежнему старались обходить токсичную, по их мнению, тему.
Через несколько месяцев после начала СВО Евгений Пригожин представил миру ещё один свой фильм — «Лучшие в аду». И снова в актуальности фильма можно было даже не сомневаться. Всего за две недели по количеству просмотров картина вышла на показатель в 100 млн. Сценарий фильма написан уже погибшим штурмовиком ЧВК «Вагнер», Героем России Алексеем Нагиным, поэтому картина нашпигована подробностями о боевых действиях. По ее сюжету две группы противников сражаются за несколько зданий посреди разгромленного города, стремясь овладеть господствующей высотой. Их различают только цвет повязок на рукавах, во всём остальном они выглядят идентично. Да и тактика ведения боя у мужчин совпадает до мелочей. Особенно это ярко прослеживается в эпизоде, когда артиллеристы пытаются покинуть зону своей работы, но их накрывает огнём противник. Тогда командир подразделения призывает к нестандартным ходам отхода с позиции, упомянув, что враг думает и действует так же, как и они сами. Маневры грузовиков с гаубицами резко изменились, и боги войны выбрались из опасного квадрата. «Лучшие в аду» стали настоящим взрывом в медиапространстве, но ожидавшейся за ним детонации не последовало: другие творцы развивать тему не спешат. Хотя свет в конце тоннеля, говорят, забрезжил. Во всяком случае на полях Петербургского международного экономического форума прозвучали слова о том, что скоро рядом с боевиком «Лучшие в аду» встанут и другие.
— Я знаю, что два или три фильма снимаются на сегодняшнюю тему, — рассказала на дискуссии, посвящённой дефициту фильмов об СВО, генеральный продюсер компании «Триикс Медиа», которая как раз и занималась производством вышеуказанных картин, Инесса Юрченко. – Насколько мне известно, они поддержаны государством. Мы все считаем, что надо снимать сейчас. Но мнения кинематографистов сильно расходятся. Кто-то считает нужно снимать сейчас, кто-то хочет осмыслить происходящее.